
Новости компаний
18:00, 2 декабря
Стратегия "бедного" аутсайдера: как выживает "Хаас"
Новости компаний

Гонки Формулы-1 стали еще и гигантским финансовым состязанием, где бюджет определяет потенциал, а инженерные отделы измеряются сотнями специалистов. В этом мире, где команды-гиганты тратят сотни миллионов долларов в погоне за миллисекундами, существует «Хаас». Она не фаворит. Из тех, кто заключает пари на F1, используя промокоды букмекерских контор Казахстана, мало кто ставит на «Хаас». Американская команда, основанная Джином Хаасом, не пытается играть по правилам больших. Она написала свои. Ее философия - не побеждать в чемпионате, а выживать в нем, демонстрируя поразительную финансовую дисциплину и прагматизм, граничащий с цинизмом.
Истоки философии: почему «Хаас» не строит машину с нуля
История «Хаас» в Формуле-1 начиналась с холодного расчета. Джин Хаас, человек, сделавший состояние в станкостроении и NASCAR, не рвался тратить сотни миллионов на создание инфраструктуры с нуля. Он задал простой вопрос: зачем изобретать велосипед, если его можно арендовать? Философия команды была сформулирована еще до первого выезда на трассу: максимально использовать регламент, который позволяет покупать так называемые «листинг-партс» - готовые, легальные для покупки компоненты.
Изначальный и главный партнер был выбран сразу - «Феррари». Это не просто поставщик силовых установок. Это стратегический донор. «Хаас» закупает у итальянской команды целые пакеты: двигатель, коробку передач, подвеску, электронику и множество других компонентов задней части болида. Это решение определяет все. Оно освобождает скромный инженерный отдел «Хаас» от титанической работы по разработке и производству этих узлов. Команда сосредотачивает ресурсы на том, что может сделать сама, - на аэродинамике, настройке и гоночной стратегии. Это бизнес-модель франшизы в мире высокой технологии.
- Фокус на аутсорсинге. Отказ от разработки критически важных и дорогих компонентов (силовая установка, трансмиссия) в пользу их покупки у лидера рынка - «Феррари».
- Минимизация штата. Инженерный и производственный персонал «Хаас» в разы меньше, чем у команд-середняков, что кардинально снижает операционные расходы.
- Скорость выхода на рынок. Такая модель позволила команде дебютировать в Ф1 в рекордные сроки и с относительно скромными стартовыми инвестициями.
Анатомия зависимости: что «Хаас» покупает, а что создает сам
Чтобы понять суть модели, нужно четко разделять, где заканчивается «Феррари» и начинается «Хаас». Спереди машины - своя аэродинамика, свои идеи, свой интеллектуальный труд. Сзади - во многом, машина «Феррари» прошлого или позапрошлого поколения, адаптированная под текущий регламент. Именно эта гибридная природа порождает как преимущества, так и фатальные недостатки.
Команда, по сути, является оператором сложной системы. Ее главная задача - не спроектировать лучший в мире болид, а грамотно интегрировать чужие компоненты, настроить их и выжать максимум из того пакета, который предоставлен партнером. Логистика, работа на гонках, стратегия пит-стопов - вот поле битвы для «Хаас». Это позволяет ей существовать на бюджете, который для «Мерседеса», «Ред Булл» или «Феррари» является лишь статьей расходов на одну конкретную разработку.
Однако зависимость имеет свою цену. «Хаас» всегда отстает от своего донора в эволюции. Команда получает обновления от «Феррари» с задержкой, а иногда и не получает их вовсе, если итальянцы считают технологии слишком ценными для передачи. Гонщики «Хаас» часто сталкиваются с проблемами, уже решенными на заводских машинах. Команда заложник не только своих решений, но и успехов или неудач «Феррари». Если у итальянцев плохой год, у «Хаас» он будет катастрофическим.
- Купленные компоненты (от «Феррари»). Двигатель, турбокомпрессор, система рекуперации энергии (ERS), коробка передач, главный кардан, подвеска задних колес, множество электронных систем.
- Собственные разработки «Хаас». Аэродинамический обвес (переднее и заднее антикрыло, боковые понтоны, днище), шасси (монокок), система охлаждения, некоторые элементы подвески передних колес.
- Зона интеграции. Самая сложная задача команды - бесшовно соединить собственную аэродинамическую концепцию с чужими механическими компонентами, что часто является источником проблем с балансом и управляемостью.
Финансовый прагматизм против спортивных амбиций
«Хаас» - это, прежде всего, бизнес-проект, а потом уже гоночная команда. Ее цель - оставаться на плаву, получая свою долю от призового фонда Формулы-1 и спонсорских денег, при минимальных вложениях. Команда стала мастером выживания. Она не участвует в дорогостоящей «гонке вооружений» за новейшее оборудование для аэродинамических труб или суперкомпьютеры, предпочитая арендовать мощности у «Феррари» или других подрядчиков.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
17:14
Вчера
Объявления
16:28, 21 ноября
17:12, 21 ноября
2
12:04, 29 октября
20
15:18, 17 ноября