• Главная
  • Опубликован полный текст выступления Токаева на расширенном заседании правительства
10:00, 11 июля 2020 г.

Опубликован полный текст выступления Токаева на расширенном заседании правительства

Фото Акорда

Фото Акорда

Глава государства провел расширенное заседание правительства. В режиме видеоконференцсвязи в мероприятии приняли участие премьер-министр Аскар Мамин, руководитель Администрации президента Ерлан Кошанов, члены Правительства, акимы областей, городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента, руководители центральных государственных органов и национальных компаний, передает inAstana.kz со ссылкой на пресс-службу Акорды.

 Полный текст заседания на двух языках доступен на сайте Президента.

«Нужно провести расследование, всех виновных в возникших трудностях привлечь к ответственности. Без этого никак нельзя. Нам нужно извлекать уроки и принимать меры. Что касается руководителей «СК Фармация», их нужно уволить, и, если в этом есть необходимость, провести следствие. В последнее время очень много разговоров вокруг Фонда обязательного медицинского страхования, туда нужно поставить более делового и менее гламурного человека, чтобы вокруг этого фонда не было разного рода слухов и сплетен. Со стороны Правительства должен быть анализ деятельности фонда, насколько он успешен и насколько эффективен.

Сомнения в статистике безосновательны. Эти информационные вбросы нацелены на дестабилизацию обстановки. Я уже говорил. Мы ничего не скрываем. Вся статистика у нас абсолютно прозрачная, чистая.

Деньги на борьбу с кризисом есть. Необходимые законодательные решения приняты.

Поэтому, снижение объемов производства обрабатывающей промышленности, строительных работ и инвестиций считаю неоправданным. Правительству нужно исправлять ситуацию. Я понимаю, мы столкнулись с чрезвычайной ситуацией. В целом, экономические показатели неплохие. Но мы понимаем, что при отсутствии должных действий со стороны исполнительной власти, Правительства мы можем оказаться в глубоком кризисе. Поэтому я предупреждаю, что ситуацию надо исправлять.

Так, в Кызылординской области наблюдается негативная динамика по двум индикаторам – в сфере строительства и по инвестициям в основной капитал.

В Атырауской области допустили снижение по двум основным показателям: вводу жилья, инвестициям в основной капитал.

Список таких не очень праведных показателей можно продолжить с упоминанием соответствующих областей. Я сейчас не хочу этого делать. Поручаю акимам регионов принять меры по устранению отставания по основным показателям экономического развития. Теперь перейдем к задачам на предстоящий период.

Первое. Восстановление экономического роста

В первую очередь следует обеспечить эффективную реализацию уже принятых антикризисных решений.

При этом надо иметь в виду, что введение новых карантинных мер может еще более усложнить ситуацию в экономике. У Правительства должен быть соответствующий план действий. Как я понимаю, он сейчас находится в стадии разработки, если уже не подготовлен. Мы находимся в бюджетном цикле, есть возможность определить финансовые приоритеты. Главное – это экономика и занятость. Поручаю Правительству и Нацбанку проработать пакет дополнительных мер поддержки отраслей и населения на случай ухудшения ситуации.

В то же время государственная поддержка должна быть направлена на получение максимального эффекта. Мы обязаны контролировать встречные обязательства бизнеса. В первую очередь, в части сохранения занятости и заработной платы. Правительству и "Атамекен" поручается в течение двух месяцев завершить работу по обеспечению цифрового контроля встречных обязательств бизнеса.

Далее. Важно не прекращать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций. Как бы то ни было, несмотря на чрезвычайную ситуацию инвесторы ищут стабильную среду, новые ниши для вложения, поэтому этим моментом следует воспользоваться. Необходимо полноценно использовать имеющиеся возможности нашей страны.

Недавно на площадке МФЦА я провел совещание с участием зарубежных экспертов. Принята новая Стратегия. Задача Правительства – содействовать работе Центра, задействовать его правовой и финансовый режим для привлечения инвестиций. Причем не только портфельных, но и прямых. МФЦА обладает конституционным статусом, что делает его уникальным институтов нашей части мира. Поэтому не следует обливать его скепсисом, а нужно раскрывать потенциал самого Центра.

Далее. Оказание проактивной поддержки нашим экспортерам. Особенно производителям продукции высоких переделов. Пандемия коронавируса, как ни странно, способствовала появлению новых ниш, возможностей. Поэтому помимо максимального насыщения внутреннего рынка мы должны создавать конкурентоспособный экспортный товар и обеспечить его доставку на рынки в самые короткие сроки.

Следует предусмотреть разностороннюю поддержку экспортерам несырьевой продукции. Следующий вопрос. В целях насыщения внутреннего рынка мы запустили Программу «Экономика простых вещей». В рамках антикризисных мер ее финансирование доведено до 1 трлн тенге. Данная программа задумывалась как важнейший инструмент импортозамещения и обеспечения занятости. Однако за полтора года существования условия программы пересматривались 6 раз, а освоена только пятая часть от всего объема – чуть более 200 млрд тенге.

Количество субъектов обрабатывающей промышленности и доля импорта товаров народного потребления остались на прежнем уровне.

Таким образом, мы выделяем деньги, не предусмотрев целевых ориентиров и встречных обязательств.

Другими словами, возникла реальная опасность провала «Экономики простых вещей» по подобию других программ с красивыми названиями. Со всеми вытекающими, между прочим, отсюда оргвыводами.

Дискредитация очередной госпрограммы нам совершенно не нужна, это будет воспринято как дискредитация всего государства.

Третье. Поддержание макроэкономической стабильности

В июне текущего года годовая инфляция достигла 7%. С учетом проблем в экономике целевой коридор по годовой инфляции был скорректирован до 9-11%.

Вместе с тем считаю необходимым обеспечить удержание уровня инфляции в пределах 8-8,5% путем реализации более эффективной денежно-кредитной политики, о чем я говорил недавно на отчете Национального банка Казахстана.

Важно также постоянно работать над снижением немонетарной инфляции, расширять номенклатуру товаров, снижать непроизводительные расходы в экономике, решать вопросы логистики, особенно в АПК.

Важным вопросом является стабильность финансовой системы.

Нацбанк считает финансовую систему достаточно стабильной. Однако рост идет в сфере потребительского кредитования, кредиты реальному сектору экономики не растут. Мною даны поручения Агентству и Нацбанку увеличить доступность кредитования для бизнеса. С ухудшением ситуации в реальной экономике, то есть на стороне заемщиков, произойдет ухудшение и в финансовой сфере.

Поэтому Национальному банку и Агентству следует оценивать состояние банковского сектора не на разовой, а на периодической основе.

В условиях беспрецедентных фискальных мер государства вопросы государственного долга и стоимости его обслуживания становятся еще более важными.

Правительству совместно с Национальным банком нужно активизировать работу по развитию рынка государственных ценных бумаг, вхождению в международные индексы. Это повысит привлекательность тенговых активов для зарубежных инвесторов, снизит стоимость заимствования и даст толчок развитию финансового сектора. Кроме того, следует ускорить работу по задействованию рынка неработающих активов. Активы на триллионы тенге исключены из экономического оборота. Мне известно об инициативах признанных международных управляющих компаний по решению данного вопроса. Поручение мною давалось, но результатов нет. Правительство и финрегуляторы обязаны отчитаться по развитию фондового рынка в целом.

Конструктивная, слаженная работа Правительства и Национального банка сейчас важна как никогда. В ней не должно быть места ни бюрократии, ни субъективизму.

Далее. Одним из источников пополнения бюджета должны стать дивиденды на госпакет акций. Не в качестве антикризисной меры, а на постоянной основе. После тщательного изучения этого вопроса его следует закрепить законодательно. Компании государственные, поэтому полученные ими доходы являются государственными деньгами и должны поступать в государственный бюджет.

Карантин и снижение цен на нефть привели к резкому сокращению доходов бюджета. Потери доходов республиканского бюджета на 2020 год оцениваются в 1,7 трлн тенге. Бюджет рискует надолго остаться без нефтяных доходов. Сейчас устойчивость бюджета достигается за счет трансфертов из Национального фонда.

На этот год размер гарантированного трансферта из Нацфонда был увеличен до 4,7 трлн тенге. Причем эти средства зачастую носят нецелевой характер. Такой подход не соответствует требованиям жесткой бюджетной дисциплины.

С 2021 года трансферты из Национального фонда должны носить только целевой характер. Они могут быть направлены исключительно на решение социальных проблем и инфраструктурное развитие.

В Правительстве обсуждается вопрос увеличения доходной части бюджета. Рассматриваются вопросы повышения ставок отдельных налогов, в том числе КПН и НДС. Можно понять Правительство, так как это самый доступный способ увеличения поступлений в бюджет. Но в условиях, когда нужно оживлять экономику, механическое увеличение налогов может серьезно ухудшить и без того непростую социально-экономическую ситуацию.

Поэтому подойти к данному вопросу нужно максимально взвешенно.

Долгосрочную бюджетную устойчивость могут также подрывать косвенные обязательства бюджета. Например, обязательства по ГЧП. Их у нас появилось великое множество: от строительства автомагистралей до цифровых проектов. ГЧП – это хороший и правильный механизм. Вопросы вызывает бюджетная эффективность и баланс интересов между государством и инвестором.

На 1 января 2020 года объем государственных обязательств по проектам ГЧП превысил 1,2 трлн тенге. По данным Счетного комитета на 1 тенге привлеченных инвестиций приходится 1,4 тенге государственных обязательств. Министерства экономики, финансов, акиматы охотно дают на это свои заключения. Насколько такой подход сочетается с защитой фискальных и экономических интересов? Этот вопрос Правительству предстоит всесторонне изучить.

Пятое. Поддержка отечественного бизнеса

Для поддержки МСБ принят ряд беспрецедентных антикризисных мер. Значительно снижено налоговое бремя для МСБ. Введен мораторий на проверки малого и микробизнеса. В рамках госпрограмм снижены ставки вознаграждения до 6%, увеличены лимиты государственных гарантий, сняты отраслевые ограничения. Вместе с тем все в большем количестве регионов допущено снижение количества действующих субъектов МСБ. Это произошло в 8 регионах, наибольшее сокращение отмечается в Восточно-Казахстанской, Акмолинской и Костанайской областях.

В рамках инфраструктурных госпрограмм акимы и министры взяли обязательства по 90%-ной доле местного содержания. Ежегодный объем финансирования данных госпрограмм составляет около 2,8 трлн тенге. То есть, 2,5 трлн тенге должны влиться в нашу экономику, с соответствующим эффектом на занятость и налоги. А что на практике?

Нет единой системы планирования, отчетности и учета, жесткой ответственности госорганов и генподрядчиков. Работа региональных комиссий по местному содержанию зачастую ведется «для галочки».

Бизнес не знает объемы планируемых работ, номенклатуру необходимых товаров. Утвержденная с учетом местного содержания проектно-сметная документация может меняться очень часто, буквально на ходу. В итоге закупается импорт.

Поддержка отечественных производителей является ключевым элементом антикризисных действий государства. В каждом регионе данный вопрос должен быть персонально закреплен за заместителем акима. Я надеюсь, что так оно и есть. По итогам года Правительство и Администрация Президента дадут оценку их работы и области в целом. Вопрос местного содержания необходимо на ежемесячной основе рассматривать на Комиссии по восстановлению экономического роста.

Государственные органы, представляющие некорректную информацию, не решающие вопросы по существу, будут привлекаться к ответственности.

НПП "Атамекен" должна работать в тесном взаимодействии с Правительством. Для обеспечения институциональной поддержки следует завершить работу по запуску единого сервиса «Правительство для бизнеса». Уже в сентябре данный сервис вкупе с элементами «умного регулирования» должен полноценно функционировать.

В последнее время в мой адрес идет рост жалоб со стороны бизнеса на иски налоговых органов по признанию сделок недействительными. Мною было поручено создать интегрированную базу данных, дающую возможность проведения самостоятельной проверки своих контрагентов. Пока это не исполнено ни на законодательном, ни на практическом уровне. Это и ведет к административному прессингу фискалов. Данную работу нужно завершить до конца года. Налоговое и таможенное администрирование – важные инструменты фискальной политики, но очень важно достичь баланса.

От органов госдоходов ожидаю конструктивного диалога с НПП "Атамекен" и Бизнес-омбудсменом. Но и Палата не должна переходить через край, нужно добиваться разумного баланса интересов бизнеса и государства. Медленными темпами ведется цифровизация земельных отношений.

Правительством до сих пор не создана Единая национальная база данных о земельном фонде и объектах недвижимости. Это коррупциогенная сфера. Понятно, что не все заинтересованы в прозрачности в этом вопросе. Работа по наполнению геопорталов регионами ведется несистемно. Не хватает методологической и координационной поддержки со стороны Правительства. В Жамбылской, Кызылординской и Северо-Казахстанской областях готовность геопорталов составляет по нашим данным менее 10%.

Не внедрен единый Реестр очередников на получение земельных участков для ИЖС.

Правительству предстоит внести в Парламент проект закона по цифровизации земельных отношений до 15 сентября 2020 года. Уже сейчас следует подготовиться к своевременной уборке урожая, причем в условиях возможного сохранения отдельных ограничений. Нам нужно заниматься проблемами экологии, которые становятся все более актуальными с общественной точки зрения.

Ежегодно образуется свыше 5 млн тонн твердых бытовых отходов. Доля их переработки по стране составляет только 15%. Это недостаточно. Например, в странах Европейского союза средний уровень - 30%.

Низкая доля переработки отходов отмечается в Акмолинской (3%), Восточно-Казахстанской (3,3%), Западно-Казахстанской (8,6%) областях.

Правительству необходимо ускоренно обеспечить законодательную базу и благоприятные инвестиционные условия для внедрения технологии «Waste to energy». Не решаются проблемы со стихийными свалками вокруг населённых пунктов. Проведение разовых рейдов, наложение штрафов, экологических месячников дают небольшой эффект. Нужна системная работа со стороны Министерства экологии.

Я обращаюсь к министру образования Аймагамбетову, нам нужно в школах ввести предмет экологического образования детей. Смотрите, что делается, после себя люди оставляют сотни килограммов, если не тонн бытового мусора. Это отсутствие общей культуры. Людям на протяжении целого ряда лет не объясняли, что природу ни в коем случае загрязнять нельзя. Во-вторых, это отношение к животному миру. Недавно произошел инцидент в Актау Мангистауской области: камнями и палками забили тюленя. Это дикость просто. С другой стороны, винить детей и подростков в этом нельзя. Потому что им никто не объяснял в школе и тем более дома, что этого делать нельзя.

Я думаю, что вопросы обеспечения населения качественной питьевой водой будут находиться в зоне внимания Правительства и акимов. Это стратегическая задача для Казахстана.

1 сентября начинается новый учебный год. У меня есть сомнения в готовности министерства к этому событию. Я обращаюсь ко всем министрам и акимам: начало учебного года ни в коем случае сорвать нельзя. Во-вторых, все недостатки, которые были обнаружены в ходе борьбы с пандемией, в частности, обеспечение компьютерами и другими техническими средствами. Полтора месяца осталось.

Половина лета прошла, будь это министры, акимы и сотрудники аппарата Президента: никаких отпусков. Потому что ситуация чрезвычайная.

Уважаемые коллеги! Хочу затронуть еще один актуальный вопрос. Борьба с пандемией требует напряжения всех сил, инициативности, принятия на себя ответственности, лидерства. В рамках режима ЧП оперативно принятые решения по упрощению бюрократических процедур в сферах бюджетирования, госзакупок дали свой результат. Стандартный процедурный порядок рассчитан на спокойное время. Сейчас мы находимся на войне, без преувеличения.

Поэтому от каждого руководителя требуется максимальная эффективность в решении оперативных вопросов и поручений. Не стоит бегать от ответственности и заниматься бюрократией. Что мы видим? Решения по существу принимаются, но их реализация следует обычной забюрократизированной процедуре. На практике в это время ничего не происходит. Теряется время и актуальность.

Прошу Правительство в пятидневный срок подготовить правовой алгоритм принятия оперативных решений в части борьбы с пандемией и ее последствиями. Такого рода решения должны приниматься и реализоваться в срок в течение суток, максимум – двух суток. Реалии текущего момента требуют четких решений и действий и от правоохранительных органов.

На прошлом заседании я говорил о том, что апатия и безынициативность государственных органов – в значительной степени это результат пристального, иногда предвзятого отношения правоохранительных органов. Нам нужны смелые, быстрые решения. Поэтому правоохранительные органы должны относиться к этому моменту с пониманием, не давать волю своим подозрениям.

Разумеется, законность должна быть абсолютным приоритетом. Особенно в части, касающейся коррупции. Эту задачу с повестки дня никто не снимал. Допускать правонарушений нельзя. Это моя принципиальная позиция. В это трудное время следует сосредоточиться на нарушениях, наносящих реальный ущерб бюджету, экономике и безопасности граждан. Нужна работа по предупреждению нарушений.

Кризис, вызванный пандемией, еще до конца не осмыслен с точки зрения его последствий для мировой экономики и социального положения граждан. Для Казахстана кризис крайне опасен в силу сырьевого характера нашей экономики. Нам нужен новый курс со всеми его атрибутами. Надо понимать, что диверсификация экономики - это нужный, но долгий процесс, его упрощать при помощи программ не надо. Распылять средства и силы на сомнительные стратегии и программы у нас нет права.

Настало время структурных реформ с целью повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Особого внимания заслуживают здравоохранение, образование, низкоуглеродные технологии, НИОКР, экология. Другими словами, мы должны повернуть экономику лицом к народу. В этом плане особое значение приобретает сельское хозяйство. Нужно забыть о поддержке неэффективных отраслей, предприятий и банков.

Кризис показал социальные диспропорции в нашем обществе, скепсис и недоверие граждан к местным и центральным властям. Наш госаппарат и, в целом, система госуправления серьезно отстали от веления времени. Идеологическому аппарату тоже не хватает знаний, опыта, креативности, смелости. Нужна перестройка госуправления. Она станет частью политической реформы, предусматривающей значительное усиление местного самоуправления. Без такой реформы, убежден, мы не сможем придать реально импульс социально-экономическому развитию страны. Об этом я подробно скажу в Послании народу.

Сейчас же становится все более важной задача подбора кадров для выполнения качественно новых задач. Новый курс предусматривает новых исполнителей – образованных, решительных, инициативных, деловых и честных.

А теперь задумайтесь: соответствует ли присутствующая здесь команда указанным критериям. Полагаю, члены Правительства, акимы трезво оценят свои возможности. Хотя с самокритикой у нас зачастую бывает всегда трудно, и примут решение на пользу государства»

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Токаев #заседаниеполныйтекст
Объявления
live comments feed...