• Главная
  • Уровень депрессивности молодежи Казахстана в пять раз выше, чем в мире.
16:45, 19 сентября 2023 г.

Уровень депрессивности молодежи Казахстана в пять раз выше, чем в мире.

Уровень депрессивности молодежи Казахстана в пять раз выше, чем в мире. , фото-1

Несмотря на то, что молодежь Казахстана хочет жить и работать на родине, она не довольна своими доходами и возможностями для самореализации. Как следствие, более 70% молодых страдают от стрессов, бессонницы и апатии. И этот показатель в разы превышает общемировые. С учетом того, что депрессия, тревожность, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) и социальная дезадаптация являются предпосылками химических и поведенческих зависимостей, можно с уверенностью сказать, что страна на пороге эпидемии.

В августе-сентябре 2023 года фонд Qalam провел исследование о социальных настроениях молодежи, ее образе жизни, здоровье, привычках и досуге. Но что еще более важно, среди задач исследования были такие, как зависимость от долговых обязательств – кредитов, рассрочек, прочих долгов, степень удовлетворенности молодежи качеством образования и психоэмоциональное состояние. Было опрошено 2044 респондента от 18 до 35 лет включительно во всех регионах страны. 

Семья, здоровье и деньги 

Как и в других опросах, наиболее значимой пятеркой ценностей для молодежи выступают семья (76,2%), здоровье (64,3%), доходы и материальная обеспеченность (45,2%), любовь (27,1%), дружба (20,8%). К вопросам духовных ценностей также можно отнести веру и религиозность. При определении ключевых ценностей веру как ценность отметили 6,3% – как личную ценность, 6,9% – как ценность знакомых, и 14,0% – как общеказахстанскую ценность. 

Если в целом молодые казахстанцы удовлетворены своей жизнью (3,4 балла из 5), то гораздо меньше – собственными доходами и возможностью самореализации – 3,3 балла. Тем не менее, покидать Казахстан большинство респондентов не намерены, что, очевидно связано с обострением геополитической ситуации Недавнее исследование Фонда Qalam подтвердило версию о том, что казахстанцы становятся патриотами поневоле. Его результаты абсолютно коррелируют с последним опросом, в котором больше половины молодых людей ответили, что не планируют переезжать, хотят жить и работать в Казахстане (52,7%).

У тех, кто хотел бы переехать, предпочтения по желаемым к переезду странам сложились следующим образом: США и Канада (26,1%), Южная Корея, Индия, Вьетнам или Таиланд (17,1%), Западная Европа (17,0%). В Россию хотели бы переехать 8,6% респондентов, чуть больше – 9,3% желают попасть в Восточную Европу. В Японии хотели б жить 6,1% молодых людей, в то время как в Китае – всего 4,7%. Австралия и постсоветское пространство (кроме России) стоят примерно на одном уровне по желанию переехать – 4,3% и 4,2% соответственно. Из этих предпочтений явно следует, что по образу жизни казахстанская молодежь стремится к «евроантлантическому» способу устройства общества (США, Канада и Европа дают в сумме 52,4%).

Образование и карьера 

Более половины опрошенных скорее довольны или абсолютно довольны качеством полученного ими образования. Особенно это проявляется в отношении неполного среднего (до 9 класса), среднего, среднеспециального и высшего образования.

На вопрос «Довольны ли вы качеством образования, которое получили?» 39,7% скорее довольны полученным неполным средним образованием, 23,9% – довольны им абсолютно. 39,8% и 24,6% скорее довольны и абсолютно довольны полученным средним образованием. 40,4% и 22,7% – соответственно, среднеспециальным образованием. Высшим образованием, полученным в Казахстане, скорее довольны 42,7% опрошенных, абсолютно устроило казахстанское высшее образование 27,3% респондентов. 

А вот относительно поствысшего образования удовлетворенность молодых людей более низкая. Так, всего 24,8% скорее довольны качеством полученной ими ученой степени (кандидата и доктора наук), абсолютно довольны – всего 9,5%. 24,1% скорее довольны качеством степени магистра делового администрирования (MBA), и только 8,9% выразили абсолютную удовлетворенность ее качеством.

С образованием, уже полученным или планируемым, связывают надежды на карьеру 37,6% опрошенных, практически треть респондентов (32,3%) надеются, что рост карьеры будет связан с их готовностью развиваться и работать над собой. С опытом, уже полученным на рабочем месте, связывают свой рост 26,3% молодых людей. 

Для Министерства образования эти цифры могут быть тревожным сигналом, так как образование рискует потерять статус одного из немногих оставшихся социальных лифтов.

А с учетом того, что, согласно национальному докладу «Молодежь» (по заказу МИОР 2020-2022гг), около половины выпускников ВУЗов работают не по специальности, то высшее образование еще и не соответствует реалиям экономики Казахстана, не говоря уже о том, что таким образом половина расходов государства на образование идет «в никуда».

Без связей никуда? 

Очень интересны результаты ответов на вопрос «С чем вы связываете надежды на развитие карьеры и продвижение по социальной и карьерной лестнице?». Если личные надежды молодежи связаны в первую очередь с собственными силами и ресурсами – образованием, развитием, опытом, то относительно знакомых лидирующую позицию занимают хорошие связи в обществе (27,7%), только потом – образование (22,0%) и собственное стремление к развитию (20,2%). Возможность выйти замуж/жениться на человеке «со связями» назвали ключевым фактором более 8% для себя и более 11% для знакомых. И около 8% считают, что Казахстане нет никакой надежды на продвижение по карьерной и социальной лестнице. Следует отметить, что большой разрыв цифр «про себя» и «про знакомых» часто указывает на социальную норму, которую сам опрашиваемый не принимает в себе или обществе.

На вопрос: «Что мешает лично вам продвигаться по карьерной и социальной лестнице?» 12,8% отметили недоступность образования, 12,7% – коррумпированность, 12,3% – отсутствие нужных «связей». Также среди причин, мешающих росту карьеры, назван такой экзотический фактор, как «агашки» (10,8%). 

Наблюдается тенденция, что большая часть опрошенных считает, что мешают их развитию факторы «извне», перечисленные выше. Часть молодежи считают все же, что не могут достигнуть тех или иных карьерных высот из-за отсутствия личных качеств (9,1%), внутренних психологических барьеров (8,4%), отсутствующего или не по профилю образования (6,6%) или некачественно полученного образования (5,4%)

Жизнь в кредит 

Подавляющее большинство респондентов (более 90%) брали кредиты/оформляли покупки в рассрочку или занимали деньги у друзей, родственников (в сумме более 100%, так как предполагался множественный ответ). Всего 28,8% респондентов отметили, что не берут кредитов, не оформляют покупки в рассрочку и предпочитают не занимать денежные средства у родственников/друзей. Те, кто брал кредиты/в рассрочку или в долг, чаще покупали бытовую технику (21,2%), смартфоны и гаджеты (17,9%), на текущие расходы (12,9%).

Отдавать долги половина респондентов (50,0%) планировали с собственной зарплаты, 10,4% планировали найти дополнительный заработок, но у каждого десятого вообще не было четкого плана, как он будет возвращать долги (9,9%), а 15,7% затруднились с ответом, что практически означает то же самое.

25,6% заемщиков, которые берут кредит, но не имеют плана того, как его отдавать – это сигнал для Национального Банка пересмотреть нормативы и подходы к выдаче кредитов. В противном случае за «не имеющих плана, как отдавать взятые кредиты» расплатятся добросовестные заемщики, банки и государство.

Здоровье в порядке, но много опасных привычек 

Несмотря на то, что около половины опрошенных считают, что у них отличное здоровье (45,4%), 10,9% считают, что у них есть незначительные проблемы со здоровьем, а 4,4% респондентов отметили, что состояние их здоровья плохое или очень плохое. При этом, ниже всех оценивает свое здоровье возрастная группа 30 – 35 лет (средняя оценка 4,1 баллов).

Среди ТОП-3 личных привычек, связанных с риском для физического и эмоционального здоровья, помимо сигарет, были названы: проведение более четырех часов в день в социальных сетях (39,1%), а также употребление неполезной пищи (24,1%). 22,1% указали, что более четырех часов проводят за компьютерными играми. 21,5% злоупотребляют «лёгкими» слабоалкогольными спиртными напитками, такими как пиво, вино, сидр, ликер и прочее. Пятая часть респондентов отметили, что поздно ложатся спать (20,5%), 14,3% считают, что ведут малоподвижный образ жизни.

Самыми актуальными привычками, сопряженными с риском для физического и эмоционального здоровья «среди друзей» и знакомых были названы: 

– курение сигарет и электронных сигарет (51,9%);

– употребление слабоалкогольных напитков (32,3%);

– длительное времяпрепровождение в социальных сетях (28,8%); 

– длительное времяпрепровождение за компьютерными играми (22,6%);

– употребление насвая, снюса (15,7%);

– употребление крепких спиртных напитков 13,0%).

Нервы на пределе

Очень большую тревогу вызывают данные о психоэмоциональном состоянии. Каждый пятый респондент жаловался на бессонницу (21%), апатию (16,6%), длительное плохое настроение (15,7%), тревогу (13,2%) и стресс (12,8%). Среди друзей и знакомых, по мнению опрошенных, также распространены подобные симптомы, только немного в другом порядке: апатия (17,0%), плохое настроение длительное время (14,9%), стресс (12,3%), депрессия (11,7%) и расстройство пищевого поведения (10,6%).

Эти показатели в несколько раз превышают общемировые. По оценкам ВОЗ, депрессию испытывает 3,8% населения, в то числе 5,7% людей в возрасте старше 60 лет. В Казахстане же именно молодежь подвержена депрессии – почти втрое выше общемировых показателей, а по отдельным симптомам, таким как бессонница, апатия, тревога и длительное плохое настроение, эти показатели в 4-5 раз выше мировых. Наше исследование не ставило целью ставить клинические диагнозы, поэтому непосредственно сравнивать показатели было бы некорректным. Тем не менее, такое количество молодежи с симптомами, которые в мировой практике относят к депрессии – это очень тревожный сигнал для государства. С учетом того, что вышеперечисленные факторы являются предпосылкой физических и эмоциональных недугов, в ближайшее время в стране можно ожидать как резкого роста всех видов зависимостей (наркомания, алкоголизм, интернет игровая зависимость, лудомания) и антисоциального поведения (бунты, погромы, групповое и индивидуальное насилие, участие в экстремистских организациях), так и роста числа случаев «смертельной триады» – инфаркт, инсульт, онкология.

При этом, большинство не осведомлены (36,3%), либо частично осведомлены (34,9%), куда можно обратиться за помощью в такой ситуации (совокупно неосведомленных – 71,2%). Поэтому треть попросту не обращались за помощью и пытались справиться с проблемой самостоятельно, 14,6% искали поддержку и помощь у друзей. Лишь 11,4% обратились за профессиональной помощью в медицинские учреждения и к психологам. Каждый 12-й искал помощи у родственников (8,0%).

По этим показателям Казахстан существенно отстает от стран, на которые ориентируется казахстанская молодежь. В последние годы ВОЗ разработала и внедрила «Программы действий по ликвидации пробелов в области психического здоровья». В реализации программ на уровне стран-участниц равная роль отводилась как государственным органам здравоохранения, так и средствам информирования и пропаганды, также к программам информирования и просвещения привлекались лидеры мнений. Отдельные программы, нацеленные на профилактику эмоциональных, психологических и психиатрических проблем молодежи и подростков, были разработаны и внедрены совместно ВОЗ и ЮНИСЕФ. Например, осуществляется совместная инициатива ВОЗ и ЮНИСЕФ по повышению эффективности мер политики и программ в области психического здоровья подростков «Содействие процветанию подростков» (HAT). Усилия в рамках Инициативы направлены, в частности, на укрепление психического здоровья и профилактику психических заболеваний. Кроме того, они призваны предотвратить самоповреждение и другие виды рискованного поведения, такие как пагубное употребление алкоголя и наркотиков, которое негативно отражается на психическом и физическом здоровье молодых людей.

Поскольку в Казахстане на профилактику эмоциональных, психологических и психиатрических проблем молодежи до последнего времени обращалось мало внимания, то цифры регулярного употребления молодежью наркотиков, алкоголя, которые приведены далее в исследовании, являются лишь следствием политики «бороться со следствием», а не с причиной.

Продуктивный досуг vs уход от реальности

В этом контексте важен фактор досуга. Полностью устраивает количество и разнообразие мест для отдыха 35,7% респондентов, чуть больше – 37,2% считают, что нужно большее разнообразие досуга, 23,1% респондентов недостаточно любых мест для отдыха, то есть не хватает не только разнообразия, но и их количества. Ожидаемая большая напряженность с местами, где можно отдохнуть, наблюдается в сельской местности. Так, 31,6% жителей села отметили, что им недостаточно как количества, так и разнообразия, в отличие от горожан с таким же мнением, которых в практически вдвое меньше (16,5%). Таким образом, развитие естественных для сельской местности мест досуга (конно-спортивные школы, спортивные секции, центры подготовки к вузам и т.д.) могло бы сказаться не только на цифрах удовлетворенности, но и послужить профилактикой аддикций и антисоциального поведения.

Что касается злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями (свыше четырех часов в день), цифры здесь удручающие – 22,1% и 39,1% соответственно. Поскольку в международный справочник заболеваний ВОЗ внесена поведенческая аддикция «internet gaming disorder», государству необходимо обратить внимание на эти цифры. И хотя наше социологическое исследование не является инструментом «установления диагнозов», эти цифры являются индикатором «желания сбежать от реальности». И поскольку уровень недовольства возможностями самореализации и доходами среди молодежи является одной из базовых предпосылок химических и поведенческих аддикций, то государству целесообразно создавать как программы, позволяющие молодежи самореализоваться и увеличивать доход, так и программы оказания психологической и психиатрической помощи для молодежи, и пропагандировать обращение за помощью к специалистам. Их отсутствие создает риски не только химической и поведенческой зависимости, но и антисоциального поведения (бунты, индивидуальное и групповое насилие, вовлечение в экстремистскую деятельность и т.д.).

Поскольку работа только в одном из вышеуказанных направлений заведомо не даст долгосрочный результат, мы бы рекомендовали совместные усилия Минздрава, МИОР и Министерства образования.

В то же время, вопреки алармистским сообщениям последних месяцев, выяснилось, что большинство респондентов никогда не играли в казино (88,2%), не ставили ставки в букмекерских конторах (83,8%) и не покупали лотерейные билеты (81,6%). Тем не менее, целесообразно проанализировать эти данные. Так, регулярно играют в лотерею или посещают лото-клубы 3,8% опрошенных, заключают пари на спорт 3,9%, а играют в онлайн-казино, рулетку или покер 3,2%. Как видно, разница между ними несущественна и не превышает социологической погрешности. Любопытно другое. Онлайн казино в стране запрещены законом, тем не менее, количество играющих на запрещенных законом онлайн-площадках казино такое же, как на разрешенных площадках ставок на спорт или играющих в лото-клубах. Это опровергает гипотезу об эффективности запретительных мер. Результаты исследования опровергают еще одну гипотезу – пешая доступность лото-клубов не дает преференций для предпочтения этого вида досуга. В целом же цифры предпочтения этого вида досуга не выходят за рамки общемировой статистики.

В то же время, никогда не посещали фестивали (61,1%) и концерты классической музыки (60,0%) опрошенных. К редким видам досуга относятся для молодежи путешествия – как по Казахстану (54,0%), так и за рубеж (47,5%). Время от времени молодежь посещает кафе и рестораны (47,0%), выезжает на природу (41,5%).

Опыт употребления веществ с риском для здоровья       Лично            Друзья
пиво, вино, сидр54,949,6
крепкие алкогольные напитки (виски, водка, коньяк и т.д.)26,951,3
кальян14,828,1
сигареты34,048,7
вайпы /электронные сигареты 19,126,2
марихуана (трава, анаша),4,79,8
спайс, соли, экстази, АМФ, мефамфетамин4,43,9
галлюциногенные грибы, ЛСД
4,53,4
кокаин, опиаты, героин, дезоморфин, методон
4,42,9
ничего из вышеперечисленного21,95,9
затрудняюсь ответить4,79,6

Как видим, пятая часть опрошенных (21,9%) отметили, что не употребляют ничего из перечисленных средств. Более половины (54,9%) имеют личный опыт употребления слабоалкогольных напитков (таких как пиво, вино, сидр), четверть опрошенных потребляет более крепкое спиртное – водку, виски, коньяк и тому подобное. 

Государству необходимо обратить внимание на шокирующий тренд – наркотические вещества употребляют 18% молодежи, из них 8,8% – сильнодействующие психоактивные вещества (опиаты и «синтетические»).

Относительно друзей и знакомых были выявлены схожие тенденции. Более половины (51,3%) употребляют крепкое спиртное, 49,6% – слабоалкогольные напитки, 48,7% – курят сигареты. Совокупно «курильщики» (сигареты, вейпы) составляют 74,9%, еще 28,1% курят кальян. «Балуется травкой» почти каждый десятый – 9,8%. Кокаин, опиаты, героин и тому подобное употребляют, по мнению опрошенных, 2,9% их знакомых, синтетические наркотики – 4,4%, галлюциногены – 4,5%. 

Выводы

Безусловно, есть соблазн назвать результаты исследования излишне пессимистичными. Но их подтверждают и другие косвенные данные. Во-первых, Казахстан уже много лет занимает печальное лидерство по подростковым суицидам. Во-вторых, выводы полностью коррелируют с прошлогодним исследованием, проведенным по заказу МИОР. А вот еще более свежие данные: по данным Ranking.kz, по итогам января–июля текущего года в РК привлекли к уголовной ответственности 944 несовершеннолетних — на 11,5% больше, чем годом ранее. А по данным Finprom.kz, по итогам января–августа текущего года в Едином реестре досудебных расследований было зарегистрировано 1,3 тыс. правонарушений по статье УК РК № 297 («Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов»). Рост показателя к аналогичному периоду прошлого года составил 8,7%. 

Полученные в исследовании данные говорят о необходимости системных государственных мер в сфере медицины, государственного информирования и пропаганды, а также образования и досуга. Таким образом можно улучшить ситуацию с психологическим здоровьем молодежи и тем самым убрать часть ключевых предпосылок, ведущих к скатыванию страны в эпидемию наркомании и других видов зависимостей.

Второй, но не менее значимый, вектор системных мер должен быть направлен на создание социальных лифтов для молодых казахстанцев, а также возможностей для повышения доходов и развития карьеры. И в этом направлении в первую очередь стоит говорить о соответствии образования потребностям рынка, программах трудоустройства с перспективой развития карьеры и трансформации института связей и «агашек» таким образом, чтобы это хотя бы не мешало, а лучше помогало молодежи видеть и воплощать перспективы в карьере, доходах и статусе. В стратегической перспективе такие меры должны снизить уровень социальной и экономической дезадаптации, а также «чувства безнадежности», и таким образом снизить предпосылки не только для аддикций, но и для антисоциального поведения и вовлечения молодежи в экстремистские действия.

Очевидно, время простых решений в виде запретов прошло. Настало время системных мер.

Ссылка на первоисточник https://exclusive.kz/uroven-depressivnosti-molodezhi-kazahstana-v-pyat-raz-vyshe-chem-v-mire/

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#молодежь #депрессия #фонд Qalam
Объявления
live comments feed...