А теперь ты, – «Горбатый»

Ровно 58 лет назад с конвейера завода в Запорожье (тогда Украинская ССР) сошел самый узнаваемый советский автомобиль под названием «Запорожец», который народ сразу же окрестил «Горбатым» за внешний вид.

Самый первый «Запорожец» должен был называться «Москвичом». Эту машину во второй половине 1950-х годов спроектировали конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей. Однако правительство решило развивать автопром на Украине, поэтому производство новой модели, получившей официальное обозначение ЗАЗ-965, было организовано в Запорожье на заводе «Коммунар». В серию ЗАЗ пошел в 1960 году.

В народе ЗАЗ-965 сразу же прозвали «горбатым» — за форму кузова. На самом деле ничего оригинального в таком дизайне нет. «Горбатая» внешность была скопирована с итальянского FIAT 600, что никем в общем-то и не скрывалось.

«Горбатый» оказался единственной моделью ЗАЗа, на которой имелся шильдик с названием машины. Соответствующая надпись украшала передок автомобиля, причем была сделана по-украински, с мягким знаком на конце. Более поздние «запорожцы» не совсем настоящие — на них в лучшем случае писали порядковый номер модели, а эмблемы могли размещаться в самых неожиданных местах. Например, надпись «968А» (соответствует одноименной модели) украшала крышку бардачка.

Главное отличие «запорожцев» от всех прочих советских легковых автомобилей — расположение двигателя позади пассажирского салона. Такая компоновка была популярна в Европе 50-60 лет назад. На ЗАЗ-965 ставились сделанные в Мелитополе двигатели мощностью не более 27 «лошадей». Теоретически «горбатого» можно было разогнать до 90 км/ч, ЗАЗ-965, как и все последующие «запорожцы», вовсе не был дешевой и общедоступной машиной.

В конце 60-х «Запорожец» стоил почти две тысячи рублей, а в 80-е цена ЗАЗ-968М превышала четыре тысячи рублей и примерно равнялась двум годовым зарплатам среднестатистического советского гражданина. Однако инвалиды Великой Отечественной войны имели право получать «запорожцы» с ручным управлением бесплатно, но без права продажи. Многие ветераны сами за руль не садились и отдавали льготные автомобили родственникам

«Горбатого» сняли с конвейера в 1968 году.

Сегодня машина является раритетом и восстановленная до своего первоначального вида стоит приблизительно около 10 000 долларов на просторах бывшего СССР. Да и в европах коллеекционеры не прочь видеть его в своих гаражах. Стоимость ЗПЗа, думается, будет в дальйшемем только повышаться. Так что, если вы владелец этого чуда своего времени, берегите его, вашего «Горбатого».

Материал подготовил Сансызбай Ибраев

Анекдот в тему:Паркует новый русский свой мерс. Выходит из машины и видит дряхлого дедулю, который обматывает своего "запора" цепями, вешает замки амбарные. Ну НКР (новый казах-русский) и спрашивает:

– Че, аташка, боишься что угонят?

– Да нет, угоняют ваши, а в мою по-большому ходят.

астана новости автораритет
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии
Ответственный за раздел
Инна Бугаева
Журналисты сайта inAstana.kz к вашим услугам.

Пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях - мы надеемся, что с Вашей помощью горожане узнают о жизни Астаны больше.

Вместе с Вами мы сделаем наш город лучше!


E-mail: news@in-city.kz:
Телефон: +7 700 978 78 35

Телефон: +7 700 978 78 35