Автобус – кондуктор – валидатор.

Анекдот с бородой. Остановка. Стоит автобус, вот-вот тронется. Вдруг из-за угла показывается мужик и изо всех сил стартует к автобусу. Водитель, смотрит в зеркало заднего вида, ждет. И вдруг из салона кричит кондуктор: «Коля, поехали скорее! Я его знаю, у него проездной».

В последнее время стал замечать - как-то изменилась обстановка в городских автобусах. Обстановка стала какая-то грустная, что ли. Думаю, отчего это? А потом понял – кондукторы и валидаторы причина. Нет былого азарта, нет зазывных: «Шанхай! Шанхай! Шарын! Артем!» Если раньше это раздражало, то нынче поскучнело. Уже не крикнешь как прежде нетерпеливо: «Да поехали уже, чего ждать-то!» Водители дисциплинировано берут с места в «галоп», а не ждут до последнего клиента с 90 тенге в кармане.

Но нашего человека просто так не уймешь. Не мытьем, как говорится, так катаньем постарается взять свое. Если вы по какой-то причине сели в автобус без проездной карты, первый вопрос кондуктора: «Когда выходите?». И неизменная просьба – вернуть использованный билет. И что же? А ничего. Сердобольные граждане, практически, не отказывают в просьбе. Наверное, им приятно думать, что делают они благое дело. А благое ли?

Недавно депутаты столичного маслихата приняли решение выделить дополнительно 780,0 млн тенге на поддержку пассажирских перевозок. Общая сумма субсидирования, таким образом, составила на текущий год без малого 2 миллиарда тенге.

Заместитель акима Астаны Сергей ХОРОШУН, объяснил, что первоначально тариф, представленный перевозчиками, превышал 300 тенге за одну поездку. Но комиссии, которая была создана из депутатов, членов Общественного совета, удалось сохранить его (тариф) в пределах 198 тенге. А так же было принято решение, что вместо 106 тенге стоимость одного проезда останется на прежнем уровне – 90 тенге. Более 50 процента стоимости билета за проезд оплачивает бюджет города. И ничего удивительного в этом решении нет. Как опять заметил С. ХОРОШУН, во всем мире принято субсидировать общественный транспорт – это социально значимый объект. И мы должны это понимать.

Должны понимать! Но понимаем ли? Как-то в разговоре один знакомый обмолвился, что его дочь (она работает или работала кондуктором в городском автобусе) с каждой смены приносит не менее 5 000 тенге. Тогда я не придал этому значения. У нас еще очень глубоко в сознании сидит – каждый зарабатывает, как может. Но мы часто путаем понятие зарабатывать с обычным воровством. Если человек где-то помимо основной работы моет пол или рубит дрова за сдельную оплату, он, понятное дело, зарабатывает. Ну а если кондуктор обменивает раз за разом «фантики» на реальные 180 тенге, то это уже воровство. И нас это почему-то устраивает. Хотя если в магазине по ошибке неправильно дадут сдачу в пять тенге, редко кто промолчит.

А теперь возьмите в руки калькулятор и посчитайте, а я вам приведу несколько цифр со слов того же заместителя акима города. В столичных автобусах ежедневно ездят примерно 500,0 тысяч человек. Это на данный момент. В выходные дни – 380,0 тысяч, будние - доходит до 650,0 тысяч. В этих цифрах еще не отражено количество школьников и студентов, а также отпускников: лето – традиционная пора. Я посчитал, а вы? У меня цифры вышли ошеломляющие. Ежедневный оборот денег составляет примерно 45,0 миллионов тенге – 45 000 000 тенге. Ежедневный!

В столице на маршрут каждый день выезжают более тысяч автобусов, и в каждом кондуктор (до недавнего времени). Пусть мой знакомый ради красного словца перегнул палку, пусть не пять, а 2 500 тенге каждый день утекали в «чужие карманы», а не попадали в кассу автопарков. Сколько это будет? Правильно, 2,5 млн тенге. Для верности напишу прописью: два миллиона пятьсот тысяч тенге. И умножьте эту цифирь на 365 дней. Сколько получилось? Не верится? И мне тоже. Но цифры говорят сами за себя, если, конечно, господин Хорошун не ошибся. Но это вряд ли. И вы после этого с эдаким снисходительным видом еще готовы возвращать использованный проездной билет кондуктору? А ведь не зря в народе говорят: «Простота – хуже воровства». По простоте душевной мы просто помогаем обворовывать бюджет города. Лишаем самих себя нового транспорта. А потом возмущаемся, почему автобусы редко ходят, почему не работают кондиционеры в салонах, почему ломаются на маршрутах. Все упирается в финансы. А финансовые потоки, как видите, имеют несколько ручейков. И к одному из этих незаконных ручейков и мы прикладываем руки, точнее, законно приобретенные проездные билеты.

Но с введением валидаторов, ситуация меняется. Поэтому настроение кондукторов не ахти.

Но говоря о наших уважаемых кондукторах, нельзя обойти вниманием и контролеров, число которых сегодня увеличилось в разы. Почти на каждом маршруте они заходят в автобусы с целью выявить так называемых зайцев, т.е. безбилетников. И выявляют. Но почему-то ни разу не видел, чтобы кого-то из них оштрафовали. Что это? Формальный подход к своим обязанностям, добродушие, граничащий с саботажем или установка руководства (что маловероятно)? Не хотелось бы говорить о наших людях плохо, но что делать, если картина складывается такая. Уже больше месяца маршрутные автобусы работают по новому: вход только через переднюю дверь, выход через средние и задние двери. Но мы упорно не хотим учиться этому простому правилу, который принят во всех цивилизованных странах. Может дело в другом? Через переднюю дверь вход контролирует водитель, напоминая оплату за проезд. А через другие двери можно просто «затихариться». Ну, поймает контролер, ну пожурит за несознательность. За вас приложит карточку к валидатору или билет подаст. Вот и все наказание. А если бы пару раз оштрафовали, думается, ситуация изменилась бы коренным образом. Такой опыт уже был в нашей стране: ремни безопасности и тонированные стекла на автомобилях. Помнится, даже руководители подразделений выходили на дороги, помогали инспекторам ДПС сдирать у особо ретивых и «блатных» тонированные пленки. А почему бы это же не применить сейчас. Такое отношение дисциплинировало бы наших не особо сознательных граждан.

Мы с вами частенько любим бурчать в адрес руководителей города, городских учреждений, школ, больниц, городских коммунальных предприятий. И во многом справедливо. Но когда очередь перемен доходит до нас, ведем себя неподобающе. Как с этими многоразовыми билетами.

Сансызбай Ибраев.

проездвастане транспортныекарты Автобус
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Общество
10 января в 9.55 часов будет проведена проверка системы оповещения города с запуском электросирен и перехватом телерадиоканалов, передает city01.kz со ссылкой на пресс-службу ДЧС Астаны. Электросирены или другие сигнальные средства включаются для привлечения внимания населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. «Услышав этот сигнал, население обязано немедленно включить доступные средства приема информации (телеканалы, радио и т.д.) для получе...
Общество
В результате масштабной программы строительства социальной инфраструктуры за 20 лет построено более 20 республиканских и городских объектов здравоохранения, свыше 300 детских садов и школ, сообщил глава города. Территория города за 2019 год увеличилась в 3 раза, объем построенного жилья – в 19 раз, население выросло более чем в 4 раза. «Если 20 лет назад средняя заработная плата не достигала и 10 тысяч тенге, то сейчас она превышает 230 тысяч тенге. Уровен...
Общество
В снегоуборке было задействовано 457 единиц спецтехники, передает city01.kz со ссылкой на официальный сайт столичного акимата.  8 января на снегоуборку вышли 297 дорожных рабочих, сообщили в ТОО «Астана Тазалык». «Всего убрано 17 217 кубометров снега, вывезено ТОО «Астана Тазалык» 5 109 кубометров, другими организациями – 11 720 кубометров, АО «Астана Зеленстрой» – 388 кубометров», – говорится в сообщении «Астана Тазалык».  С 16 октября по 8 января убран...
Общество
В Астане 24 января старый железнодорожный вокзал временно закроют из-за ремонта путей на станции Астана-1, передает city01.kz со ссылкой на пресс-службу АО "Пассажирские перевозки". «С 00.00 часов до 18.00 часов 24 января 2019 года по времени Астаны движение пассажирских поездов по станции Астана-1 будет временно перенесено на станцию Астана - Нурлы жол. В этой связи ожидается корректировка расписания от одного до двух часов и порядка курсирования 36 пасса...
Реклама
Решив приобрести участок под застройку, вы столкнётесь с необходимостью предоставить органам надзора пакет документов. В числе других бумаг в него входит и геодезическая карта местности с нанесёнными на неё объектами, которые уже существуют. Составление такой карты невозможно без проведения топографической съёмки. На сайте igis.kz вы сможете заказать проведение работ по топографической съёмке в Алматы. Что такое топосъёмка? Понятие включает в себя комплекс...
Общество
4 января общий запас угля в тупиках составил 11 445,94 тонны, передает city01.kz со ссылкой на официальный сайт столичного акимата. В пятницу в город поступило 2 764 тонны угля: марки «Шубаркуль» – 2 139 тонн, марки «Майкуба» – 625 тонн. Цены на уголь «Шубаркуль» составляют 11 300 тенге за тонну, «Каражыра» – 13 200, «Майкуба» – 12 000, «Богатырь комир» – 9000, «Кузнецкий» – 12 250. Напомним, управлением топливно-энергетического комплекса и коммунального...
Общество
В Астане с начала года сотрудниками столичной полиции зафиксировано свыше 250 нарушений правил дорожного движения, из которых 30 нарушителей были в нетрезвом состоянии, передает city01.kz. Также было выявлено около 70 фактов несоблюдения водителями требований дорожных знаков и разметки. Местной полицейской службой ДП Астаны с 2 по 5 января проводилось оперативно-профилактическое мероприятие «Пьяный водитель – преступник». Во время проведения ОПМ было орга...
Общество
В Казахстане вновь продлён запрет на вырубку саксаула на участках государственного лесного фонда, сообщает "Интерфакс-Казахстан". Соответствующий приказ председателя комитета лесного хозяйства и животного мира Минсельхоза Казахстана опубликован во вторник, 8 января. В документе сказано, что все виды рубок в саксауловых насаждениях на участках государственного лесного фонда страны запрещены до 31 декабря 2023 года. Запрет на рубку хвойных и саксауловых наса...
Общество
В снегоуборке было задействовано 442 единицы спецтехники, передает city01.kz со ссылкой на официальный сайт столичного акимата. 7 января на снегоуборку вышли 336 дорожных рабочих, сообщили в ТОО «Астана Тазалык». «Всего убрано 17 190 кубометров снега, вывезено ТОО «Астана Тазалык» 4 440 кубометров, другими организациями – 12 500 кубометров, АО «Астана Зеленстрой» – 250 кубометров», – говорится в сообщении «Астана Тазалык». С 16 октября по 7 января убран...
Новости по теме
Ответственный за раздел
Азиза Закумбаева
Журналисты сайта city01.kz к вашим услугам.

Пишите нам, звоните, сообщайте о городских новостях и событиях - мы надеемся, что с Вашей помощью горожане узнают о жизни Астаны больше.

Вместе с Вами мы сделаем наш город лучше!


Редактор - city01.kz:

Skype: zakumbaevaaziza
E-mail: news@city01.kz