18+

Данные по объёмам господдержки бизнеса занижены в два раза – Алихан Смаилов

Фото: Pexels

ВАП представила в Мажилисе итоги аудита господдержки предпринимателей, сообщает пресс-служба ведомства.

В рамках аудита ВАП проанализировала как сами меры господдержки, так и деятельность социально-предпринимательских корпораций, чтобы оценить их реальный вклад в рост деловой активности.

Алихан Смаилов отметил, что в Казахстане действует большое количество мер, механизмов и операторов поддержки, в которых предпринимателям сложно ориентироваться. При этом отсутствует единая централизованная информационная платформа, охватывающая весь цикл – от подачи заявки до оценки конечных эффектов.

По расчётам аудиторов, данные Министерства национальной экономики по объёмам господдержки занижены как минимум в два раза. Оценочно, без учёта налоговых льгот и преференций, за шесть лет объём поддержки составил около 4,5 трлн тенге. При этом 90% средств приходится на пять инструментов: субсидирование затрат и процентных ставок по кредитам, закуп гарантированного объема товаров, кредитование и лизинг.

В сентябре 2024 года Президент поручил провести ревизию всех мер поддержки. Миннацэкономики сформировало Единый реестр и разработало методики оценки эффективности. Однако аудит показал, что реестр не охватывает все меры, предусмотренные предпринимательским кодексом, и содержит неактуальные данные.

Единой методологии оценки эффективности по-прежнему нет: подходы Миннацэкономики и отраслевых госорганов различаются, а понятия социального и экономического эффекта остаются размытыми. Не определено, как и за какой период их рассчитывать, а также как увязывать результаты с конкретными мерами поддержки.

По словам председателя ВАП, ситуация усугубляется тем, что отдельные субъекты бизнеса системно получают финансирование из бюджета и до 19 мер поддержки из разных источников. При этом оценка эффективности ограничивается количественными показателями – числом рабочих мест и объемом налогов, без анализа роста производства, добавленной стоимости и финансовой устойчивости компаний.

Аудит также показал, что сервис Baqylauda не выполняет функции полноценной цифровой платформы: его статус не закреплен законодательно, не все операторы и госорганы вносят сведения, а часть данных не проходит верификацию.

Разрозненность системы привела к появлению множества операторов господдержки. Стоимость их услуг формируется произвольно, без учёта реальных трудозатрат, а качество работы не оценивается. Недостаточная межведомственная координация привела к тому, что отдельные операторы устанавливают собственные правила, требуют лишние документы и нарушают принципы равного и прозрачного доступа.

В качестве примеров Алихан Смаилов привел инструмент «Мен кәсіпкер», где в отношении одних субъектов НПП «Атамекен» ограничивается консультациями, а другим дополнительно предоставляются выставки, обучение и разработка бизнес-планов. По инструменту «Деловые связи» к участию допускались лица, не соответствующие критериям отбора. Также фиксировались случаи оказания поддержки компаниям с низким кредитным рейтингом и финансирования проектов, не отвечающих условиям льготных программ.

Читайте также:

Касым-Жомарт Токаев посетил завод подъемных механизмов в Астане