Балет Мориса Жарра «Собор Парижской Богоматери». Автор либретто и балетмейстер Ролан Пети (по одноименному роману Виктора Гюго). Сценография Рене Аллио, костюмы Ив Сен-Лорана. Возобновление хореографии – Луиджи Бонино, ассистент – Джилиан Уитингам. Дирижер-постановщик –Арман Уразгалиев.
Премьера прошла 11 декабря 1965 года в Парижской Опере. В 1844 году Жюль Перро уже поставил балет «Эсмеральда» по роману В. Гюго. Но Ролан Пети вернулся к оригинальному названию, чтобы утвердить свое прочтение: «Я хочу, чтобы было забыто средневековье, и для зрителей прояснился трагический смысл творения Виктора Гюго».
В центре его спектакля находится уже не красавица-цыганка, а Квазимодо. Хореограф, выступив и первым исполнителем этой партии, не нуждался в уродующем костюме и гриме – он «танцевал» свой горб. На сцене убедительно показано перерождение Квазимодо – от собачьей преданности своему «хозяину» Клоду Фролло к героической попытке спасти невинную Эсмеральду и к возмездию за ее смерть. В балете «Собор Парижской Богоматери» совершенная красота классического танца оттеняется острым гротеском, насыщенным современной пластикой.
В этом монументальном трагическом спектакле также причудливо сочетаются суровая реальность и мрачная фантазия. И если в «Эсмеральде» ХIХ века был обязателен счастливый конец, то в спектакле сурового ХХ века в живых остается лишь одинокий несчастный Квазимодо.
Знаменитый модельер Ив Сен-Лоран, создавший костюмы к спектаклю, шокировал весь парижский бомонд, одев героиню в сокрушительное мини – в те годы мини-юбки лишь робко входили в моду. Но он был уверен, что именно в таком бело-лиловом платье-мини должна выходить покоряющая всех мужчин красавица Эсмеральда. И это была победа Ролана Пети и его команды постановщиков: «Собор Парижской Богоматери» почти сразу после премьеры стал классикой мировой хореографии.